В зависимости от закваски, длительности и условий, кумыс получается разным. Бывает кумыс весьма крепкий , с повышенным содержанием спирта , который может опьянять , приводя человека в возбуждённо-хмельное состояние. Бывает кумыс, наоборот, успокаивающий, приводящий человека в сонное состояние.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ Как делают натуральный кумыс
Субтитры
История
Впервые готовить кумыс начали кочевые племена Средней Азии и Монголии . Самые ранние найденные следы употребления кумыса соответствуют эпохе энеолита (5500 лет назад). В долине Сусамыр , среди прочих свидетельств приручения лошадей, были обнаружены кожаные сумки из козьих шкур со следами кобыльего молока, возможно, сброженного как кумыс . Способ приготовления кумыса кочевники веками хранили в тайне.
Одно из первых упоминаний о кумысе можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484-424 гг. до н. э.), который, описывая быт скифов , рассказывал, что у них был любимый напиток, приготовляемый путём сбивания кобыльего молока в глубоких деревянных кадках. Согласно Геродоту, скифы настолько боялись «утечки информации» о кумысе, что ослепляли всех невольников, знавших способ его приготовления .
Упоминание о кумысе можно встретить и в древнерусской Ипатьевской летописи . Французский монах и миссионер XIII века Гийом де Рубрук , рассказывая о своём путешествии в «Татарию» в 1253 году , первым подробно описал приготовление, вкус и действие кумыса, не вполне верное, но позволяющее составить некоторое представление о напитке.
Состав и свойства
При кумысном брожении белок превращается в легкоперевариваемые вещества, а молочный сахар - в молочную кислоту, этиловый спирт , углекислоту и целый ряд ароматических веществ. Все это создаёт высокую питательность кумыса, лёгкую усваиваемость, приятный вкус и аромат.
Обычно кумыс содержит от 0,2 % до 2,5 % этилового спирта . Крепкий натуральный кумыс (только из кобыльего молока) может содержать до 4,5 % спирта. Кислотность : 60-120 °Т. Существует казахский способ приготовления особо крепкого кумыса с содержанием спирта более 40 % (так называемый асау кумыс - необузданный кумыс или буйный кумыс ).
Витамины | Содержание в кумысе мкг/л |
---|---|
Тиамин (B 1) | 203,4 |
Рибофлавин (B 2) | 375,0 |
B 12 | 2,1 |
Пантотеновая кислота | 2010,0 |
Фолиевая кислота | 265,0 |
Биотин | 1,2 |
Витамин С | 93,2 |
Кумыс получается путём сквашивания молока молочнокислыми бактериями и дрожжами, которые синтезируют витамины группы С и В, образуют алкоголь , обильно выделяют углекислоту, которая придаёт кумысу характер освежающего шипучего напитка. Благодаря воздействию микроорганизмов белки кумыса находятся в большей своей части в растворённом или полурастворённом состоянии, а нерастворённые белки в виде мельчайших хлопьев.
Кумыс обладает выраженной антимикробной активностью в связи с наличием в нём антибиотических веществ, вырабатываемых микроорганизмами при брожении, обладает значительной питательной ценностью и способен стимулировать биологические процессы в организме. Благодаря наличию алкоголя, углекислоты и молочной кислоты кумыс возбуждает деятельность желудочных желез и улучшает пищеварение. Антибиотические вещества кумыса повышают сопротивляемость организма к инфекции, а молочнокислые бактерии создают благоприятную для организма микрофлору кишечника и подавляют в нём гнилостные процессы, ведущие к самоотравлению организма.
При кумысолечении значительно улучшаются аппетит , секреция желудочного сока и всасывание пищи, повышается усваиваемость белков и жиров пищи, нарастает вес. Кумыс способен до некоторой степени замещать соляную кислоту при недостатке её в желудочном содержимом. Кумысолечение широко используется при лечении некоторых форм туберкулёза , а также при упадке аппетита после тяжёлых, изнуряющих болезней, при малокровии, болезнях желудка, для восстановления нормальной микрофлоры кишечника .
Лечебные свойства
Кумыс используется в целях лечения и профилактики туберкулеза и для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ещё в конце XIX века в своей докторской диссертации Н. Ф. Голубов впервые указал, что молочнокислая бактерия, встречающаяся в кумысе, может иметь 2 формы: Bacterim и Bacillus; действие кумыса он пытался объяснить с позиций клеточной патологии, указывая, что клеточный обмен усиливается под влиянием большого количества выпиваемого кумыса, содержащего в оптимальном для усвоения виде, много углекислоты, молочной кислоты, алкоголя и белков. Кумыс оказывает стимулирующее действие на пищеварение, кровь и кровообращение.
Кумыс содержит большое количество питательных усвояемых на 95% веществ. Среди которых витамины (А, Е, С, группы В), минералы (железо, йод, медь), жиры и живые кисломолочные бактерии.
Полезные свойства кумыса были исследованы Н.В. Постниковым в 1858 г. и на основе его научных трудов были открыты здравницы и созданы основные методики лечения различных заболеваний кумысом.
Кумыс насыщен антибиотическими веществами, которые негативно действуют на жизнедеятельность туберкулезной палочки, брюшного тифа и дизентерии. Кисломолочные бактерии благоприятно воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, усиливают секрецию желудочного сока, расщепляющих жиры веществ поджелудочной железы и желчного пузыря. Эффективно проведение лечения кумысом язв желудка и двенадцатиперстной кишки на стадии после обострения. Бактерии кумыса негативно воздействуют на размножение и развитие гнилостных микроорганизмов и кишечных палочек.
Со стороны сердечно-сосудистой системы кумыс положительно влияет на состав и свойства крови. В ней повышается содержание красных кровяных телец и лейкоцитов, которые активно борются со всеми чужеродными микроорганизмами и бактериями.
Со стороны нервной системы кумыс оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, нормализуется сон, снижается раздражительность и хроническая усталость.
Применение кумыса
Помимо болезней человека, кумыс применяется и при лечении животных - диспепсии , заживления ран.
На основе лечебных свойств кумыса была разработана целая система оздоровления - кумысолечение.
Кумысолечение
Кумысолечение (кумысотерапия) - использование в лечебных целях кумыса. Смысл кумысолечения сводится к дозированному употреблению кумыса по составленному индивидуальному расписанию в сочетании с климатотерапией на специально оборудованных курортах. При кумысолечении следует значительно снизить питательную ценность основного пищевого рациона для предупреждения избыточного питания.
Первый кумысолечебный санаторий был организован в 1858 году доктором Н. В. Постниковым близ Самары. Постников всего в трёх словах выразил сущность действия этого чудодейственного напитка на организм человека: «nutrit, roborat, etalterat» - «питает, укрепляет, обновляет». Позднее кумысолечебницы были организованы в Поволжье, Бурятии, Киргизии, Башкирии. Кумысолечение проводилось и в обычных лечебных учреждениях других районов. К кумысотерапии прибегали Л. Н. Толстой и А. П. Чехов . Организованное кумысолечение осуществлялось только в бывшем СССР. С распадом СССР перестала существовать и организованная сеть здравниц, практикующих кумысолечение.
В данный момент на территории Башкирии остались действующие санатории, практикующие кумысотерапию, например, санатории «Шафраново » и «Юматово ».
Противопоказания
Противопоказано потребление кумыса при болезнях желудочно-кишечного тракта в стадии обострения, непереносимости к лактозе и индивидуальной непереносимости к кумысу.
Приготовление
Кадка/бочонок для сбивания кумыса представляет собой цилиндрическую сужающуюся кверху ёмкость диаметром 20-40 см и высотой около метра, закрытый сверху крышкой с отверстием по центру. В указанное отверстие вставляется сбивалка (шест с крестовиной на конце или диском с отверстиями). В оставшееся небольшое количество кумыса (для закваски) доливается свежее кобылье молоко. После чего в течение суток/двоих кумыс необходимо регулярно взбалтывать по несколько часов. Иногда (редко) в кумыс добавляется кусок засоленного конского жира для смягчения вкуса и повышения жирности, вследствие чего иногда сбитый жир плавает на поверхности кумыса тёмными точками. Иногда добавляются для взбивания свежие густые сливки, что тоже улучшает вкусовые качества кумыса.
Периодически (через две-три недели) бочонок для закваски и сбивания кумыса полностью освобождается, он тщательно промывается, смазывается сливочным маслом и коптится изнутри. При копчении бочонка используются ветки таволги , розжиг осуществляется обычно берестой. Использование иных средств приводит к ухудшению вкуса.
Ранее большее распространение имели не деревянные ёмкости для кумыса, а кожаные - сабаа (большая ёмкость), торсук (малая ёмкость). Преимуществом кожаной ёмкости является их удобство для кочевой жизни.
Кумыс бывает только живой и длительному хранению не подлежит. Невозможность промышленного приготовления, розлива и хранения, а также сложности с доением делают кумыс дорогим и мало распространённым. В последние годы предпринимаются меры по розливу в бутылки и продаже в торговой сети, однако качество, вкусовые свойства и полезность при этом уступают оригинальному кумысу.
Казахская кухня отличается своими особенностями, что образовались под культурным и историческим развитием народа. Среди национальных блюд, казахи также выделяют и напитки, а именно: кумыс и айран. Что касается чая, то на восточных землях, он пользуется особой популярностью.
Такие напитки можно легко приготовить в домашних условиях, придерживаясь рецептов. Учитывая специфику кухни и культуры, надо научиться как пить кумыс правильно, с чем подавать чай и тогда ваши представления о восточной гостеприимности будут более верны.
Кумыс на казахском языке звучит как "кымыз" и подразумевает под собой кисловатый напиток. Получают его в результате брожения, изготовляют из молока молодых кобыл. По своей консистенции кумыс может быть разным - от крепкого бодрящего напитка до расслабляющего и легкого, от которого клонит в сон.
Этот напиток очень полезен и способен излечить от многих заболеваний. В свое время, кумыс помогал справиться с туберкулезом, когда остальные лекарства были бессильными.
На сегодняшний день существуют разные вариации приготовления этого напитка. Но, среди традиционных можно выделить три классических рецепта для казахов.
Рецепты кумыса
1. Секрет приготовления напитка в посуде. Кобылье молоко необходимо сбивать в особой емкости, изготовленной из бараньей кожи. Если ее нет, можно использовать деревянную, но тогда вкус будет немного другой. Сбивать молоко надо деревянной ложкой, около часа, а то и более. Потом оставить бродить несколько дней, пока не образуется густой напиток.
2. Кумыс можно готовить из закваски. Для этого перед зимой собирают остатки напитка и хранят до весны. С наступлением тепла закваску разбавляют свежим молоком и оставляют на несколько дней для брожения. После этого пьют.
3. Этот рецепт подойдет тем, кто не имеет возможности достать кобылье молоко. В качестве закваски можно использовать кефир из молока коровы, куда надо добавить дрожжи (не более 3 граммов), сахар (50 грамм) и стакан кипятка. Тщательно смешанная смесь должна постоять немного в темном месте. Тогда напиток следует процедить и залить в банки, оставив на время брожения.
Кумыс первым должен выпить наиболее уважаемый член семьи. Остатки не годится выливать, это равно греху.
Чай по-казахски
Пристрастие казахов к молоку можно проследить на рецепте настоящего восточного чая, конечно же, с добавлением сливок или молока.
Для приготовления любимого казахского напитка понадобится черный грузинский (возможно другой) чай, молоко, сахар и немного воды. Чайную ложку чая надо заварить в 30 граммах воды, но не доводить до кипения. Дать постоять и разлить крепкую заварку по чашкам. Затем долить горячее молоко, воду и добавить сахар. Казахский чай всегда подается при визите гостей.
Айран
Очень популярный, особенно в жаркую погоду в восточных краях кисломолочный напиток айран. Готовить его довольно легко, и к тому же быстро. Для приготовления понадобится свежее молоко и закваска. Молоко необходимо прокипятить и дать ему остыть. Кисломолочность айрану придает закваска, в качестве которой можно использовать кефир. В остывшее молоко надо влить кефир и размешать, после чего оставить на часов 5-6. Затем приготовленный айран поставить в холодильник и употреблять как охлаждающий напиток.
Если вы являетесь поклонником национальной кухни, тогда вам точно знаком такой десерт детства как .
2542 0Кумыс – национальный напиток тюркских народов. Это разновидность кислого кобыльего молока прозрачно-беловатого цвета
Кумыс древнейший продукт конно-номадической цивилизации Великой Степи – степной зоны Евразии, простирающейся от Черного моря до Тихого океана. Казахская традиционная медицина издревле относила этот продукт к оздоровляющим напиткам, а также как средство, позволяющее излечивать чахотку-кёксау (легочной туберкулез). Дело в том, что Западная Степь (часть Великой Степи от Алтая на запад) является природным очагом этого опасного заболевания человека и сельскохозяйственных животных. Одомашнивание скота привело к распространению этой болезни в человеческой популяции и распространению ее по всей Евразии, а затем и во всем мире. Даже в наше время туберкулез является причиной более половины случаев смертности от болезней, особенно это выраженно в отсталых странах.
Евопейские исследователи 17-18 вв наивно полагали, что обитатели Великой Степи не болеют туберкулезом, и, соответственно, не знают о его лечебном действии. Но они и не подозревали, что степная цивилизация выжила в борьбе с туберкулезом – вечным спутником конных номадов, только благодаря кумысу и другим кисломолочным продуктам. Произошла многотысячелетняя взаимная адаптация туберкулезной палочки и степного населения, с их кисломолочной культурой, как защитной системой из мощных микробных симбиозов. Поэтому проявления этой болезни в открытой форме в Степи достаточно редки. Однако, попадая в другие страны туберкулезные бациллы, не встречая обычного противодействия кисломолочной культуры, становится агрессивными. Причем, не только европейцы, но и выходцы из Степи уезжая в Европу, переходят на здешнюю пищевую диету и часто заболевают туберкулезом в открытой форме. При этом дело не в скудном питании приезжающих. Так сын хана Среднего Жуза Шокан Уалиханов живя в Петербурге мог позволить себе любую избыточную диету, однако питался по-европейской системе, в результате заболел чахоткой.
Болезнь не щадила ни низшие, ни аристократические круги Европы. А древнее степное знание об единственном на то время средстве лечения туберкулеза пришло в Европу примерно начиная с 17 века через путешественников и исследователей степной культуры с одной стороны, и непосредственных контактов населения европейских народов со Степью с другой стороны. Например, в северной лесостепной полосе русские крестяне в конце 17 века ездили в башкирские земли лечиться кумысом от чахотки (по сведениям П.С.Палласа). А в степях поволжья крестьяне приезжали излечиваться от недугов, временно живя в кибитках киргизов (казахов), чтобы приобрести кумыс (воспоминания Н.В.Постникова). Середина 19 века в Европе харктеризуетя мощным развитием науки и медицины. Поэтому не случайно почти одновременное открытие первых в мире научных противотуберкулезных кумысолечебниц в России в 1858 году (Н.В. Постников в Самаре) и в Германии в 1859 году (санаторий Бремера в Геберсдорфе).
Кумысный санаторий
Наиболее дикими и древнейшими курортами, по существу, являлись сезонные перекочевки степняков на джайляу. В этот период, казахи могли переходить на питание только кумысом, а это, фактически, абсолютная «кумысная диета», кстати, чрезвычайно полезная для здоровья. При этом они могли выпивать от 15 до 18 литров кумыса в день. Однако, самым первым, европейски организованным, кумысным курортом, или «санаторием» в казахской степи был деревянный дворец в летней ставке хана Жангира, построенный в 1841 году. До него стационарных построек для летних ставок степных правителей никогда не делалось. Джангир построил роскошный по тем временам, специально спроектированный павильон, аналогичный такому же строению выстроенному в своей зимней ставке. Оба строения Жангир посвятил своей любимой второй жене – красавице Фатиме, дочери татарского муфтия. Так как она никогда не жила в юрте, хан заметил, что она чувствует себя там неуютно. Хан, будучи по натуре реформатором, начал с того, что реорганизовал свое жилище в новом стиле.
Определенно, хан Жангир старался делать все по европейскому образцу, по типу ранних европейских дворцово-парковых ансамблей. Даже его кабинет в зимней ставке напоминает кабинет Петра I в Монплезире, выполненного в голландском стиле. Соответственно, очень тщательно были выбраны места для ставок с учетом создания лесопарковых зон. Так для выбора места зимней ставки были приглашены русские геологи, для нахождения участков с наиболее близкими к поверхности грунтовыми водами. В районе летней ставки насаждения проводились в есественных низинах поймы реки Торгун, эти участки затоплялись во время паводков. Более того Приторгунье, благодаря особенностям рельефа, является родиной лиманного орошения. Одновременно с постройкой летнего дворца ставки в 1841 году на территоррии Букеевской Орды были возведены две первые дамбы лиманной системы Савинская и Ханская. Последняя служила для орошения территории ханского Летнего дворца. Для озеленения хан Жангир выписывал у Оренбургского губернатора семена и саженцы дуба, березы и вяза.
В обоих ставках в зависимости от сезона хан принимал гостей потчивал их кумысом, а людей непривычных к такому напитку угощал даже шампанским. Этому несказанно удивлялись иностранные гости, а также аристократические и имперские особы из России. Например, хана Жангира посещал известный русский писатель С.Т.Аксаков и дал лестную оценку личности хана, а также упоминал об угощениях кумысом и шампанским в его ставке.
Какое-то время Фатима болела, и Жангир возил ее лечится на минеральные воды, а также лечил ее в своей летней ставке кумысом.
Любопытны некоторые сохранившиеся казахские предания по этому поводу. Например, о наличии «сахарного озера» у дворца хана Жангира в которое сыпали сахар для привлечения лебедей. Повидимому, это озеро Кольборсы у летней ставки, по берегу которого в качестве приманки для лебедей действительно могли насыпать колотый сахар «науат». Существовала также легенда о том, как Жангир хан вылечил свою любимую жену кумысом, что подтверждается фактическим материалом о ее болезни и лечении. Происхождение современной кумысолечебницы созданной на месте летней ставки легенды связывают с производством кумыса при хане Жангире. Об этом же говорит и народное название существующего санатория: Кумыс-Орда – буквально, «кумысная (ханская) ставка».
Таким образом, по всем критериям: наличие лесопарковой зоны, озера с прекрасным видом, удобного павильона для жилья, наличие на месте производства кумыса, наличие приезжающих отдыхать, или лечиться гостей – летняя ханская ставка Жангир хана подходит под определение кумысного санатория.
Следовательно, можно с уверенностью сказать, что по факту своего существования, летняя ханская ставка Кумыс-Орда, являясь частным курортом хана Жангира, и созданная в 1841 году оказалась не только первым казахским кумысным курортом, но и вообще первым кумысным санаторием в мире. Тем более, что впоследствии она переросла в первую дореволюционную казахскую кумысолечебницу Шангерея Бокеева внука Жангир хана. А после революции она стала одной из первых советских кумысолечебниц, организованная Кильдибековым Ахметгали, являвшимся кумысным мастером в обеих последних лечебницах.
Нурлан Кильдибеков
доктор биологических наук, биохимик, ныне проживает в Канаде, г.Эдмонтон
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)
Кумыс - древний кисломолочный напиток кочевников, продукт смешанного спиртового молочнокислого брожения кобыльего молока. В Средней Азии и Монголии в прежние времена способ приготовления держали в строгом секрете. Специальную закваску для кумыса готовили в посуде из шкуры скота, сейчас существуют современные деревянные бочки. В результате разложения молочного сахара в кумысе может накапливаться до 3,5% этилового спирта, около 1% молочной кислоты.
Кумыс утоляет жажду, придает организму бодрость. В народной медицине его применяют при авитаминозе. В напитке есть витамины группы B, аскорбиновая кислота, аминокислоты. В среднем крепкий кумыс сравним с квасом, поэтому маловероятно, что кто-то сможет сильно опьянеть от него.
Шубат - напиток из верблюжьего молока
Шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока. По сравнению с кумысом он обладает более высокой жирностью. В зависимости от выдержки различают несколько видов шубата - легкий, средней крепости и самый крепкий. Закваску обычно закладывают в кожаный мешок "торсык", добавляют верблюжье молоко и оставляют в темное помещение для скисания. В отличие от кумыса, шубат не взбалтывают, а перемешивают. В напитке содержатся легкоусвояемые белки, которые обуславливают его пищевую ценность.
Айран - разновидность кефира у тюркских народов
Айран - популярный кисломолочный напиток, для изготовления которого используют катык (простоквашу из кипяченого молока) или сузьму (продукт, получаемый при отделении сыворотки из катыка). Напиток нестойкий, поэтому рекомендуется готовить его непосредственно перед употреблением.
У оседлых районов айран - жидкий, у кочевых - густой. Айран хорошо сказывается на пищеварении, улучшает аппетит. Напиток укрепляет нервную систему, иммунитет, улучшает работу сосудов, сердца и системы дыхания.
Шалап - смесь воды с молочными напитками
Шалап - это казахский кисломолочный напиток, который готовится из айрана. Способ приготовления достаточно прост - в чашу блендера нужно влить айран, воду и добавить соль. Тщательно перемешав ингредиенты, можно подавать на стол. Современные хозяйки иногда экспериментируют и добавляют вместо воды газированные напитки.
Катык - простокваша из кипяченого цельного молока
Катык - известный в Средней Азии кисломолочный напиток, который готовится из кипяченого молока путем заквашивания в течение 8-12 часов. Именно поэтому напиток получается жирным. Его используют для заправки салатов, приготовления айрана или как самостоятельное блюдо.
Чтобы обеспечить торжество или поминки всем необходимым, хозяева обращались с просьбой к своим близким собрать в нужном количестве провизию и напитки, в том числе и кумыс. Так появилась традиция Сауын айту.
Обычно кто-то из аульчан оповещал о сборе кумыса всех родственников и сородичей. К жившим далеко отправляли гонцов. Даже гости издалека привозили с собой кумыс в кожаных емкостях – саба (или мес).
Вот что пишет об этой традиции Шайзада Тохтабаева :
«Собирались люди из разных аулов, жузов со своим скотом, кумысом, подарками для призеров, скакунами. С ними ехали батыры, акыны, певцы-импровизаторы. Во главе процессии на верблюде ехала уважаемая всеми женщина.
Через спину верблюда перекидывали красочный ковер, а на нем в большом сосуде с богато декорированной мутовкой везли кумыс. Затем следовали женщины, позади них мужчины.
Друзья и родственники привозили кумыс на верблюдах в огромных емкостях (мес), вмещавших от 100 до 200 литров. Их шили из нескольких лошадиных шкур».
Традиция в трудах исследователей
О традиции Сауын айту ученый Х. Аргынбайулы в книге «Қазақ халқындағы семья мен неке» привел в качестве примера несколько рассказов русских ученых. М. Леваневский в исследовательском труде «Очерки казахских степей» пишет:
«В 1852 году на один ас (поминки) богач Бейсемби Бажыкулы привез 100 ведер кумыса в саба, сшитом из 10 конских шкур. Кумыс в таких больших емкостях размешивали писпеком (мутовкой), сидя на конях».
И. Аничков, побывавший на казахских поминках, в статье «Поездка на казахские поминки в 1892 году», написал о тризне Карибая из рода Шомекей:
«Этот ас проходил четыре дня в шильде (в июле) на берегу реки Куандария. На него собрались 5000 человек. Только белых юрт, установленных для гостей, было 200 штук. На тризне был установлен шатер из Бухары. Только емкостей с кумысом было больше двухсот».
Традиция в литературе
Казахские саба были разные. Сакен Сейфуллин в воспоминаниях «Сол жылдарда» («В те годы») написал об одном из них следующее:
«Посередине юрты стоит саба, сшитый из двух конских шкур. В нем две посеребрянные писпеки (мутовки) с перьями. Запах желтого кумыса опьяняюще расходится по сторонам. У сабы стоят два джигита. Они поочередно медленно мешают посеребрянными писпеками, опуская их в кумыс».
В поэме «Кулагер» поэта Ильяса Жансугирулы есть следующие сроки:
Мал айдап жан-жақтан жұрт оннан, бестен,
Көп саба келіп жатыр елдей көшкен.
Животных погоняя по десять, по пять,
Везут люди свои саба, кочуя опять.
На таких мероприятиях выполнялась и другая традиция — Салу (вложение). В саба, в которых привозили кумыс, клали большую кость, поскольку возвращать пустыми их было нельзя.
Все эти сведения говорят, что традиция Сауын айту была широко распространена по всей казахской степи. У саба даже были свои имена, которые им давали хозяева или общество.
Традиция Сауын айту описана в народных сказках, легендах и эпосах. В народном эпосе «Айман — Шолпан» она описана так:
Маманды рулы елге баға қылған,
Маман бай мал біткенге тоба қылған.
Байлығы Маман байдың жаннан асқан,
Терісін бес айғырдың саба қылған.
Болыпты ұлдан кемтар Маман бейбақ,
Ауылға малға топыр болған ойнақ.
Сабасы атаныпты «Түйе мойнақ».
Маманнан келген кісі қымыз ішпек,
Аузына жарандардың тәубе түспек.
Терісін бес айғырдың саба қылып,
Сабасы атаныпты «Алтын піспек».
Маманға айуан малдың берді бағын,
Жаратты Маман батыр арғымағын.
Бір тұтқа кіші жүзде бай еді, деп,
Шөмекей Маман байға айтты сауын.
Жалғанда Маман байдай болған бар ма?
Жігіттер бұл жалғанды көңіліңе алма.
«Сәнімен бұл жиынға барамын» –деп,
Арттырды тоғыз нарға тоғыз саба».
Маман был известен средь многих родов,
Был хозяином добрым божьих даров.
Богатства Мамана было не счесть,
И саба из шкур пяти лошадей сшитый есть.
Ни у кого не было коней резвей,
Только не было у Мамана детей.
Из шкуры пяти скакунов сшил емкость свою
И назвал он «Верблюжьей шеей» сабу.
Кто б ни пришел к нему, все вдоволь пили кумыс
И желали, чтобы счастье его устремилось ввысь.
Все говорили: «Живи целый век!»,
Еще одна саба звалась «Золотой писпек» .
Маману счастье богатства дано,
В Среднем жузе прозвали великим и щедрым его,
Шомекей пригласил Мамана, уважив,
Сауын айту — традиция наша, что скажешь?
Был ли на свете кто богаче Мамана?
Другого такого степь казахов не знала.
«Поеду-ка в гости, исполню я просьбу» – сказав,
На девять верблюдов он погрузил девять саба».
Древняя традиция Сауын айту не забыта и по сей день.